Российская академия образования
Институт общего среднего образования РАО
Центр дистанционного образования "Эйдос"
2-й Всероссийский конкурс "Дистанционный учитель года 2000"

Унесённая в интернет…

       Опять куда-то занесло! Конкурс!!! Думала, что проскочу: почитаю, что думают и делают другие. А тут вот задание за заданием. Хотели, так слушайте….
       В систему образования (вернее преподавания) попала случайно. Работала программистом в НИИ, да вот сын пошёл в первый класс, а со школой всё какие-то недопонимания. Школе всё хотелось в стандарт нас завести, а я часто с этим не соглашалась, хотелось,   чтоб дети учились думать, и развивались по своей «индивидуальной образовательной траектории», хотелось видеть «педагогическую среду, максимально способствующую развитию ребёнка как Человека» (цитирую материалы конкурса). Видимо, придётся самой включиться  в педагогический процесс. С тех пор и работаю преподавателем в Учебно-производственном комбинате (УПК) г. Нижнего Новгорода, в системе начальной профессиональной подготовки. Ребята-старшеклассники получают здесь специальности «Программист-лаборант», «Пользователь ПК».
      Белой завистью завидую конкурсантам, которые работают в хорошо оснащённых классах, локальных школьных сетях с выходом в Интернет!  А у нас до сих пор стоит (и надо сказать всё ещё хорошо работает) легендарный КУВТ-86 на базе ДВК-3М и БК-0010. В Нижегородском институте развития образования такие классы уже не значатся, они уже не существуют, а мы живем и стараемся учиться и научиться. Есть у нас и единственный Pentium- наша гордость и надежда. Дома у меня слабенький Pentium появился значительно раньше, очень хотелось с ребятами общаться не только на языке БК. Купить компьютер  на учительскую зарплату, конечно, нет возможности, поэтому пришлось «подработать». Полгода трудилась над заказом для автошколы: написала программу «Билеты для сдачи экзаменов в ГАИ», а за работу получила компьютер. Радости было много: теперь не отстану совсем от жизни, смогу учиться сама и учить ребят.
         Один настоящий компьютер в классе, конечно, не решение проблемы, но можно сравнивать, работать, в группах по очереди, решать новые задачи. Стараюсь подбирать интересные задачи с изюминками и смешинками, не стандартные, где можно больше поразмышлять. Как научить мыслить и смотреть на жизнь в меру алгоритмически? Профессия программиста не каждому легко дается. Стараюсь вести дифференцированный подход: всем одиннадцатым классом пишем курсовые работы- программы на определенную, согласованную с учеником тему, например, «Курс физики», тема «Электричество» разбивается на блоки для каждого, пишем сценарии своих программ, привлекаем к работе учителей-предметников. Кто-то может практически самостоятельно справиться со своей работой, кому-то нужно помочь больше, для некоторых пишем фрагменты-заготовки вместе, ну, а по подобию наши дети работают хорошо. В результате за долгие годы работ получились вполне приличные учебные программы по курсу физики, русскому языку, словари, тесты по психологии, тесты для военкомата, программы для детского сада. Хотелось, чтобы ребята почувствовали всю радость творческого труда программиста: от постановки задачи до её опытной эксплуатации с замечаниями и рекомендациями своих товарищей. А проблемы встают как в настоящей жизни: реализация своей продукции, плагиат, пиратство и т.д. Пришлось разбираться и в этом вопросе, т.е. попробовать защитить свою интеллектуальную собственность. На написанную вместе со своим бывшим учеником Алексеем Клочковым (студентом университета) программу «Ключ» (Универсальный электронный учебник) получила свидетельство РОСАПО об официальной регистрации программ для ЭВМ (1995г.). Мы еще не работали в Интернет, и не видели, что такое гипертекст, но программа наша построена по аналогичному принципу: со словарем, различными уровнями обучения, ссылками на уточнения. Теперь могу своим ребятам рассказать, как получить авторское право на написанную программу.
    С появлением IBM в классе стала внимательно следить за публикациями в журналах о компьютерных обучающих программах, привлекала к этому ребят, ходили вместе в библиотеки, знакомились с организацией каталогов. Кто-то радовался только тому, что нашёл коды к своей «Игрушке» и удивился, что есть «Энциклопедия компьютерных игр» (и это уже хорошо!), но кто-то, надеюсь, нашёл и что-то большее, что останется в его жизненном  багаже. Практически ни одну компьютерную выставку стараюсь не пропустить сама и веду на них своих учеников: ну, где нам увидеть сканеры и плоттеры, цифровое фото и диктофоны  и еще много всего…  На одной из выставок познакомилась с замечательным человеком и большим ученым Первиным Ю.А. Его знаменитые «Хиты Роботландии», «Magic Land» представляла на семинаре для преподавателей школ города и области.  С появлением на компакт- дисках обучающих, развивающих программ стала вести их каталог по предметам с указанием журнала, где есть о них публикации. Информации подобрала так много, что, придя к редактору газеты нижегородских предпринимателей «Биржа», получила от него приглашение стать обозревателем по компьютерным программам для дома.
 
 

НазадНа первую страницуВперед

svetlana_nn@mailru.com
(c) Всероссийский конкурс "Дистанционный учитель года", 2000
(с) Чеченина Светлана Ивановна, 2000
http://www.eidos.ru/dist_teacher/index.htm
Email: eidos@mailru.com

Сайт управляется системой uCoz